Гендерное воспитание © Лужковская СШ

Разделы сайта

Главная

Гендерное воспитание

Гендерное равенство: что это такое и кому оно надо

Все мы слышали о феминизме. Но с ним мы, как таковым, особо не сталкиваемся каждый день. Тогда как, оказывается, что гендер — это понятие, которое имеет к нам отношение повсеместно.

Общество сформировало некие модели женского и мужского поведения, которым мы должны следовать, чтобы не чувствовать себя изгоями и достигать чего-то. Однако мы же сами и становимся узниками этих моделей поведения. И в результате наши возможности ограничиваются этими же моделями. Именно поэтому весь мир и заговорил о необходимости гендерного равенства как равенства прав и возможностей мужчин и женщин.

Достижение гендерного равенства является одной из целей тысячелетия, за выполнение которых взялась активисты всего мира. Но реальное гендерное равенство начинается с нас самих. Поэтому для начала попробуем разобраться в том, что же это такое — гендер и гендерное равенство и зачем оно нам вообще надо.

Гендер и гендерное равенство: понятия

Слово «гендер» (gender) пришло к нам из английского языка и, в отличие от слова sex, которое описывает биологический пол человека, характеризует так называемый социальный пол. То есть, гендер — это комплекс стереотипов, которые приводят к формированию типично женской или типично мужской модели поведения. Вместе с типичной моделью поведения мужчины и женщины приобретают также и те характеристики, которые не имеют никакого отношения к полу и могут быть изменены:

Финансовая зависимость одних людей (как правило, женщин), бытовая беспомощность других (как правило, мужчин)  — как результат, браки нередко создаются по этим причинам, а не только и не столько по любви, а разводы (эпидемия которых нас не обошла стороной) происходят как раз из-за отсутствия любви.

Развитые страны, будучи не согласными с таким положением дел, заговорили о необходимости гендерного равенства и начали воплощать его в жизнь. Наиболее ярким примером является Швеция — страна, в которой приближение к гендерному равенству дало реальные хорошие результаты: увеличило продолжительность жизни, снизило частоту депрессий, уровень преступности и просто сделало большее количество людей субъективно счастливыми.

Вот и получается, что как раз гендерное равенство может помочь и нам в достижении всего этого. Ведь кто не хочет быть здоровой, обеспеченной? Кто не хочет встретить старость вместе с мужем, а не будучи вдовой? Кто не хочет чувствовать реальную свободу выбора?

Гендерное равенство: выгоды для мужчин

Разве может мужчина стать, например, воспитателем в детском саду, даже если он этого очень хочет?! Во-первых, его все засмеют. Во-вторых, родители его воспитанников могут отказаться от мужчины-воспитателя, так как сами посчитают это каким-то ненормальным явлением. В-третьих, зарплата воспитателя не позволит мужчине не только стереотипно «прокормить семью», но и самому прожить. Ведь зарплата в так называемых женских профессиях, как правило, ниже, поэтому женщины вынуждены рассчитывать на финансовое обеспечение со стороны родителей или мужчины (мужа), а у мужчины таких вариантов нет. Результат — мужчина должен выбирать не ту профессию, которую ему хотелось бы, а ту, которая приносит деньги и является «мужской».

Занимаясь не самой любимой работой (как минимум 8 часов в день), мужчина становится злым, неудовлетворенным, агрессивным, чаще употребляет алкоголь (чтобы «снять стресс»), реже занимается домом и детьми. Плюс к этому стереотип «настоящие мужчины никогда не плачут», и сосуды такого мужчины намного быстрее изнашиваются, а противоопухолевый иммунитет ослабевает. Вот и получается, что мужчины живут в Украине, в среднем, 63 года, умирая от инфарктов, инсультов и онкозаболеваний, а женщины — 76 лет. В странах, где имеется наибольшее гендерное равенство (например, в Швеции), разница в продолжительности жизни мужчин и женщин минимальная, да и сама продолжительность жизни перевалила далеко за 80.

Также доказано, что мужчины, которые больше занимаются воспитанием детей, живут дольше тех, кто всю жизнь проводит на работе. Кроме того, первые менее агрессивны и чувствуют себя более счастливыми.

То, что стереотипно женщины (как правило, все начинается с мам) выполняют почти всю работу по дому, делает мужчину беспомощным и, на самом деле, зависимым от женщины. Такой мужчина фактически не может готовить себе еду, стирать белье, гладить его, убирать дома. Поэтому он, вместо того, чтобы подождать и встретить женщину, которую полюбит и с которой будет счастлив, должен жениться на той, которая будет выполнять все обязанности по уходу за ним и домом. И потому же, в случае неудачного брака, не разведется. За то он начнет пить, гулять, много работать, чтобы только не идти домой. А, разведясь, опять очень быстро женится из-за той же беспомощности, и обычно неудачно.

Гендерное равенство: выгоды для женщин

Домашний труд не оплачивается. И на пенсию не влияет. И никем не оценивается. Будучи разделенной на два (между мужем и женой), работа по дому и воспитание детей тогда не помешают женщине самореализоваться в чем-то еще, если она этого захочет. Например, стать журналисткой, инженером, сделать карьеру в банке, достигнув тех высот, каких хочется. Но, к сожалению, многие женщины даже и не имеют никаких особых амбиций и профессиональных желаний. Точнее, мы их имели, но потом нам «вправили мозги». С детства нас учили мамы-папы, тети-бабушки что «главное предназначение женщины — быть мамой и женой». Те самые гендерные стереотипы прививала нам школа («мама мыла раму»), институт («программистом может быть только мужчина»), телевидение («женщина не может быть хорошим руководителем»).

Кроме того, какая женщина хочет на старости лет остаться одна, если ее среднестатистический стереотипный муж умрет уже через 3 года после выхода на пенсию? К тому же, останется такая женщина нищей — ее зарплата была копеечной, и пенсия будет такой же.

Вот вам и повод задуматься о своей жизни, жизни близких, воспитании своих детей и их будущем.

Цикл классных часов по гендерному воспитанию

I-IV классы

  1. «Мальчики и девочки: два разных мира!»
  2. «Золотые правила общения»
  3. «Наши увлечения. Чем мы похожи?»
  4. «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины»
  5. «Азбука нашего здоровья»
  6. «Я+ ТЫ=ДРУЖБА»
  7. «Семья – это семь Я»
  8. «Права и обязанности членов семьи»
  9. «Моя родословная и традиции моей семьи»

V-VI классы

  1. «Идеалы мужественности и женственности в мировой литературе и искусстве в разные исторические периоды»
  2. Предназначение мужчины и женщины.
  3. «Искусство общения и взаимопонимания»
  4. Для девочек «О значении специфической гигиены для здоровья девочки».
  5. Для мальчиков «Что значит быть мужчиной?»
  6. «Мальчики и девочки: два разных мира!»
  7. «О красоте внутренней и внешней»
  8. «Дружба и любовь»
  9. «Можно ли прожить без семьи»

VII-VIII классы

  1. «Образы девушек и юношей в современных СМИ, Интернете, рекламе и кино»
  2. «Равноправие полов. Принцип равных прав и возможностей в законодательстве Республики Беларусь»
  3. «Первая любовь – это навсегда?»
  4. «О дружбе, влюбленности, любви и культуре поведения влюбленных»
  5. «Красота и здоровье в жизни современных юношей и девушек»
  6. «Взаимодействие девушек и юношей в учебном коллективе».
  7. «Брак и семья в истории человечества»
  8. «Семейные ценности»
  9. «Моя будущая семья»

 

Цикл классных часов по гендерному воспитанию и подготовке к семейной жизни

 IX-XI классы

  1. «Психофизиологические особенности юношей и девушек»
  2. «Гендерные роли и гендерные стереотипы в современном мире»
  3. «Культура поведения юношей и девушек»
  4. «Любовь как высшее человеческое чувство»
  5. «Репродуктивное здоровье молодежи»
  6. «На пути к выбору спутника жизни»
  7. «Сущность брака и семьи. Современная белорусская семья»
  8. «Гармония супружеских отношений»
  9. «Материнство и отцовство как жизненные ценности»