ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Принципы воспитания
1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребенок слышит постоянные упрёки, он учится жить с чувством постоянной вины.
5. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других,
6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей,
10. Если ребенка поддерживают в его начинаниях, он учится ценить себя,
11. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
12. Если ребенок смотрит на цветок розы, он становится цветущим садом,
13. Если ребенок смотрит на шипы, он становится колючим, злым и агрессивным.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
1. Говорите сыну или дочери: "Людям должно быть с тобою легко", — не бойтесь повторять это.
2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений:
"Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы, Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
10 ЗАПОВЕДЕЙ
1 Не жди, что твой ребенок будет таким, каким ты, или как ты хочешь. Помоги ему стать собой, а не тобой.
2 Ребенок не может быть собственностью. Он не вещь, а человек - божье создание.
3 Не требуй от ребенка платы за все, что делаешь для него. Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
4 Не вымещай свои обиды на ребенке, чтобы в старости не есть горький хлеб. Что посеешь, то и взойдет.
5 Не относись к проблемам ребенка свысока. Тяжесть жизни дана всем по силам и у него она больше, потому что у него еще нет привычки.
6 Не унывай!
7 Не мучайся, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка. Мучь себя, если можешь - и не делаешь.
8 Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9 Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
10 Люби своего ребенка любым: не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся.
Ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Тест "Какие Вы родители?"
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
- Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
- Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
- Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
- Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
- Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
- Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
- Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»
Результат.
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» - 1, а за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но вам надо задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятите детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. Но не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Если у Вас ребенок - левша
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность ребенка - левши, надо быть очень чутким и доброжелательным с ним.
- Самое лучшее для него - благоприятный климат в семье и гармоничные отношения между членами семьи.
- Надо постараться учитывать его характерологические и эмоционально – личностные особенности, переубеждать его необходимо нестандартно, завуалировано, например, игрой.
- Не пытайтесь превратить его в «правшу», просто объясните, что «леворукость» - это разновидность нормы.
- Хвалите за успехи и поощряйте его художественный или музыкальный дар, но соблюдать при этом «золотую середину».
- Не предъявляйте завышенных требований, не сравнивайте и не противопоставляйте своего ребенка другим детям.
- Формируйте адекватную самооценку, развивайте коммуникативные навыки и умения, учите самопрезентации.
- Если у ребенка есть опасения или страхи, Вам необходимо обратиться к специалистам.
- Не подчеркивайте лишний раз при знакомых или посторонних людях особенности развития Вашего ребенка.
- Вселяйте в него оптимизм и развивайте позитивное отношение к жизни.
Уважаемые родители!
Возросшие объемы информации в современной жизни, высокие психологические нагрузки могут вызвать снижение работоспособности ваших детей- школьников. Нарушение поведения и трудности в учебе часто связаны с заболеваниями нервной системы: синдромом гиперактивности, невротическими реакциями, последствиями черепно-мозговых травм и др.
Подсказкой для Вас станет самостоятельная оценка поведения ребенка с использованием предлагаемого теста. Отмечайте баллы, соответствующие поведению ваших детей.
№
|
Поведение ребенка
|
Редко
(никогда)
0
|
Иногда
1
|
Часто
2
|
Очень часто
3
|
1
|
Невнимателен, не может сосредоточиться на деталях
|
|
|
|
|
2
|
Не поддерживает внимание в течение длительного времени, даже когда чем-то увлечен
|
|
|
|
|
3
|
Не слушает, когда к нему обращаются
|
|
|
|
|
4
|
Не доводит до конца выполнение заданий в школе и дома
|
|
|
|
|
5
|
Не может самостоятельно организовать свои занятия
|
|
|
|
|
6
|
Избегает занятий, связанных с умственной нагрузкой
|
|
|
|
|
7
|
Теряет используемые предметы (игрушки, школьные принадлежности, книги)
|
|
|
|
|
8
|
Отвлекается от начатого занятия
|
|
|
|
|
9
|
Забывает выполнять свои регулярные обязанности
|
|
|
|
|
10
|
Перебирает руками или ногами, когда сидит
|
|
|
|
|
11
|
Не может высидеть требуемое кол-во времени (например, в течение урока или обеда)
|
|
|
|
|
12
|
Слишком много бегает и забирается в такие места, где ему запрещено быть
|
|
|
|
|
13
|
Не может играть самостоятельно или заниматься спокойным делом
|
|
|
|
|
14
|
Постоянно находится в движении
|
|
|
|
|
15
|
Нуждается в избыточном общении
|
|
|
|
|
16
|
Отвечает на вопрос, не услышав его до конца
|
|
|
|
|
17
|
С трудом дожидается своей очереди
|
|
|
|
|
18
|
Перебивает других или вмешивается во время разговора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий балл в каждой колонке:
|
|
|
|
|
Суммируйте баллы каждой колонки. Полученный общий балл отражает работу нервной системы ребенка. Несмотря на то, что показатели нормы у детей разного возраста различны, следует обратить внимание на оценку в 3 балла. Если она встречается более шести раз, а также, если общий балл выше 25, родителям следует обратиться к врачу. При обследовании ребенка может быть выявлено заболевание нервной системы, а своевременное лечение позволит справиться с плохим самочувствием, повышенной утомляемостью, поможет успешно выдерживать нагрузки в школе и дома.
Легко ли быть родителями одаренного ребенка?
Одаренные и способные…
Что такое способности?
Словарь гласит, что «способности - индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления». БСЭ уточняет, что «способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности». Если выразить это более простым языком, то получится, что способности – это свойства нашего мозга, особенности восприятия и обработки мозгом информации.
Общие способности, позволяющие ребенку выживать и развиваться согласно возрасту, есть у всех. Мы же поведем речь о специальных способностях, или как их еще называют, одаренности (некоторые психологи настаивают на названии «интеллект»), которая обусловливают будущие успехи человека в определенных областях деятельности.
Что такое одаренность?
БСЭ: «Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества (например, хорошая память, концентрация внимания и т.д.). Специальная одаренность связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается. Основными признаками высокой одаренность являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности.». Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Откуда берется одаренность?
Есть две теории на этот счет. Одна гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей, который и предопределяет его судьбу.
На основе этой теории выросли мифы о «неспособности к языкам», «руках, растущих не оттуда», «арифметическом кретинизме». На самом деле, очень привлекательная теория, снимающая с человечка и его родителей всякую ответственность. Короче - рожденный ползать летать не может.
Вторая теория, кстати, наиболее симпатичная автору, утверждает, что от рождения человек наделен задатками всех способностей (естественно, ограниченных физиологией человека. Летать, или впадать в анабиоз как лягушки зимой мы все же не сможем.
Но в том-то и дело, что природа дарит нам только «семена» способностей, для которых надо подготовить подходящую почву, вовремя посадить, поливать и ухаживать. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Но все же иногда удается. И тогда в семье (или не в семье, это уж как повезет) растет НАСТОЯЩИЙ художник, математик, музыкант, экономист и т. д,
Развитие одаренности можно образно сравнить с тренировкой мышц в человеческом теле. У всех людей есть одинаковый набор мышц. Но у разных людей развиваются разные группы, а кое у кого отдельные мышцы вообще атрофируются
Виды одаренности. Следует помнить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации. Разные психологи и педагоги выделяют разные виды одаренности. И поэтому можно предположить, что какое бы то ни было деление – весьма условно. Давайте рассмотрим одну из классификаций.
Художественная одаренность.Послушать этих маленьких Певцов собираются даже незнакомые люди. Движения такого маленького Танцора порываются повторить зрители в зале. Картины маленьких Художников вызывают бурю эмоций в душе. Слушая маленького Чтеца зал плачет… Но внимание! Если ребенок обладает отличным слухом – это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» - такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения… А уж о том, что многие детки в садике и младшей школе поют фальшиво или наоборот, правильно - и говорить не надо – это лишь возрастные особенности развития голосовых связок. То же самое с рисунком. Нарисовать домик или узнаваемую собачку – это не одаренность. Это скорее сочетание хорошего пространственного мышления и хорошей мелкой моторики. А вот если от цветовых пятен на листе вас пробирает дрожь, или, посмотрев на медвежонка, вы говорите «ууу, какой сердитый!» - вот тут уже можно заподозрить одаренность.
Логико-математическая одаренность. Это не способность хорошо считать Счет – это арифметика, и ребенок, рано научившийся быстро складывать, вычитать, умножать и делить, совсем не обязательно проявит математическую одаренность. Юные математики с легкостью оперируют символами. Для них не составляет труда понять, что 3 – это не три зайца, не три чашки, не три точки и не три счетные палочки. 3 – это 3. Это число, которое может стать чем угодно. В будущем (конечно при условии, что ребенок посвятит себя математике) такой человек сможет формулой выразить запах розы или бесконечность вселенной. Деткам в школе без труда дается не только алгебра сама по себе, но и химия, физика, информатика – все сферы, где мы имеем дело со знаками и формулами.
Именно умение логически мыслить и делать выводы позволяет делать великие открытия. И в каком-то смысле, логико-математическая одаренность близка к общей одаренности. Она позволяет человеку достигать успеха в точных науках, практической деятельности и даже искусстве! Ведь без достаточно развитого воображения трудно осмелиться заявить о существовании кварка или о гелиоцентрическом строении «мира».
Пространственная одаренность. Это способность к пространственному мышлению. Хорошие конструкторы, инженеры, модельеры и закройщики, дизайнеры с различной специализацией, архитекторы, хирурги, да и просто представители некоторых рабочих специальностей (например, плотники) – это те, кто обладает достаточно развитым пространственным мышлением.
Лингвистическая одаренность. Это не «способность к языкам», как можно было бы подумать. Способность изучать иностранные языки есть у всех: родной-то язык все в свое время выучили, а мозговые процессы, ответственные за понимание и воспроизводство ЛЮБОГО языка, одинаковы. Способность выучить другой язык зависит скорее от наличия сильной мотивации, хорошо натренированной памяти (которая, в свою очередь, от заучивания иностранных слов и выражений отлично тренируется) и методики изучения, адекватной для ситуации изучения.
Детки с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами, писателями, журналистами, копирайтерами. А при наличии способности убеждать - лекторами, публичными людьми.
Физическая одаренность В смысле тела, а не предмета «физика». Такие детки, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка.
Лидерская одаренность или аттрактивная. Эти люди устанавливают правила игры, за ними идут, им подчиняются, с ними стремятся общаться, их обаянию или напору практически невозможно противостоять.
Духовная одаренность.Одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Как определяются способности? Как правило, с помощью тестов. К сожалению, многие школы или садики «выявляют» способности (или их отсутствие) на основании разового тестирования. А ребенок может ведь просто не проявить себя в этот конкретный день. Может быть, у него сломалась любимая игрушка, и он переживает? Или у него болит живот? Или начинается ОРВИ? О каких результатах можно говорить в таком случае?
Проводится так называемый психолого-педагогический мониторинг, который в настоящее время признан наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности. Но даже если речь идет не о поступлении в школу, следует помнить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей в любом случае необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания.
Необходимо также учитывать наличие динамики одаренности. Ребенок, которому «диагностировали» наличие одаренности, например, в 3 года, в 6-7 лет может показать другой вид одаренности, или вообще не показать. Это связано с тем, что, как мы уже сказали, для развития способностей нужны подходящие условия.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение.
В каком возрасте можно определять способности ребенка? Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи.
Особенности одаренных детей. Почему-то принято считать, что одаренные дети – всегда немножко болезненны, слегка аутичны, впечатлительны и вообще странноваты. Иногда это так. Но часто одаренные дети физически даже крепче сверстников. И все же, как правило, одаренные дети действительно более впечатлительны, они более тонко чувствуют, обладают высокой восприимчивостью. Способность проводить логические связи и делать выводы приводит иногда к неожиданным реакциям на события и информацию. А от отсутствия информации такие детки «чахнут».
И что с этим делать дальше? Развивать, конечно! Но ни в коем случае не зацикливаться на обнаруженных склонностях. Чем больше способностей вы обнаружите и разовьете, тем легче будет ребенку в будущем определиться с профессией и проявить себя в выбранном деле. Это совсем не значит, что ребенка нужно «мучить» занятиями. Просто НИКОГДА не отмахивайтесь от его вопросов. Всегда отвечайте. Если ребенок задает один и тот же вопрос уже в сто десятый раз, может быть, полнота ответа его не удовлетворяет? Загляните вместе в энциклопедию, поройтесь в Интернете, сходите на экскурсию…
Одаренный ребенок – гений в будущем?К сожалению, а может, к счастью, совсем не обязательно. Как уже было сказано, для развития способностей нужна подходящая обстановка. Переходя из детсада в школу, ребенок может испытать стресс, или перенести заболевание и получить осложнения, несовместимые с дальнейшим развитием конкретной способности. Может попасть к непрофессиональному учителю, который погубит интерес ребенка. Или у ребенка не будет достаточной информации, позволяющей способности «расти»… Да мало ли что. Но, как правило, все же дети с общей одаренностью и умеренным количеством лени находят свое теплое место в жизни, так как отличаются сообразительностью, быстротой мыслительных процессов, способностью улавливать суть вещей и взаимосвязи явлений.Но это ни в коем случае не означает, что ребенок «не одаренный», самый обычный, обречен на серое прозябание. Ведь если следовать второй теории происхождения способностей, мы все одаренные, и есть вероятность, что рано или поздно наша одаренность хоть в чем-то проявится. Иначе, как объяснить случаи, когда ребенок из семьи алкашей, которым никто и никогда не занимался, приходит в школу, встречает хорошего учителя (друга, родителей друга…) и начинает «звездить»? Просто у человека изменились условия, появился источник необходимой для развития информации, стимул. Так что, ищите себя, было бы желание.
Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, по количеству времени, которое уделяют ему. Если же подросток испытывает недостаток родительского внимания, то и доверительные отношение между ними и его родителями не возникают.
Ему не доверяют родители, значит, не доверяет и он себе сам, т.е. низко оценивает себя, не уверен в собственных силах и возможностях Во всем хороша «золотая середина».Кроме внимания подросшие дети нуждаются в сопереживании. Подросший ребенок ждет совсем другого – ваше желание выслушать его без скепсиса, понять, поддержать, направить. То уважение, которое дают родители своему ребенку, сторицей окупается миром и добрыми отношениями между всеми членами семьи. Многие родители не имеют реального представления, о чем думают их дети, по той простой причине, что не дают им высказаться, объяснить что-либо. Вот так и получается, что «семья – это люди, живущие в одной квартире» - как записано в одной из детских анкет.
Очень важно для каждого человека быть любимым, принятым. Это базовая духовная потребность. Очень нуждаются во внешних проявлениях родительской любви ваши дети.
Памятка для родителей
Правила общения с ребенком в семье
Не принуждайте к откровенности, не выспрашивайте.
Не высмеивайте его поступки.
Не контролируйте интимный опыт общения и не выслеживайте.
Не перебивайте ребенка - не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов, тем более, если он устал или расстроен;
Не критикуйте ребенка, тем более в присутствии кого-то;
Не устанавливайте для ребенка множество правил, он перестает обращать на них внимание.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми: ни с братом (сестрой), друзьями, соседями;
Не проявляйте повышенного беспокойства наперед, по поводу каждого изменения в ребенке.
СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ ОТ ИМЕНИ РЕБЕНКА.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Иначе я вообще перестану задавать их и буду искать ответы на улице.
Не придирайтесь и не ворчите. Иначе я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Мне надо научиться, делая ошибки не ощущать при этом, что не на что не годен.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: « Я вас ненавижу». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что обидели меня.
раскрыть » / « свернуть